Василий Иванович Василий Иванович РУ
Василий Иванович

|| ФАКТЫ || СЛУХИ || ФОТО || ПРЕССА ||

Гостевая книга


Стенограмма пленарного заседания Государственной
Думы РФ

12 ноября 1997 года Дневное заседание
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы В.А.Рыжков

Пожалуйста, присаживайтесь, докладчики.

Переходим к обсуждению. Выступления от фракций и депутатских групп. От фракции Коммунистической партии Российской Федерации кто будет выступать? Василий Иванович Шандыбин, пожалуйста.

Я прошу другие фракции тоже определить сейчас выступающих и приготовиться.

Шандыбин В.И.

Напряженная ситуация сложилась в России в области внешней миграции. В условиях изменения внешних границ Российская Федерация подверглась обвальному, бесконтрольному и практически не уменьшающемуся наплыву иностранцев из государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока (как правило, с нестабильным внутренним положением и неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой). Выходцы из этих регионов используют Россию в качестве транзитной зоны для проникновения в страны Европы, Канаду и США.

По экспертным оценкам, в России в настоящее время скопилось свыше 500 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство которых находится в стране незаконно. Наличие такого числа нелегальных мигрантов и постоянное их проникновение на территорию страны (до 100 тысяч человек в год) представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок труда, что требует соблюдения государственных интересов Российской Федерации, вызывает необходимость влияния на структуру миграционных потоков и сохранения профессионального, квалифицированного потенциала страны.

Анализ данных госстатистики совершенно отчетливо показывает, что Россия на современном этапе остается по-прежнему в основном импортером, а не экспортером рабочей силы. Так, в 1995 и 1996 годах в Россию было привлечено иностранной рабочей силы соответственно 280 и 300 тысяч человек из более чем 110 стран мира, в то время как из России на работу за рубеж выезжало несколько десятков тысяч человек. Сложная ситуация сложилась с иностранной рабочей силой, используемой в народном хозяйстве Российской Федерации.

Серьезные социально-политические проблемы возникли в связи с уклонением иностранных рабочих от предусмотренной контрактами профессиональной деятельности, с их возвращением на родину по истечении срока контракта и так далее. Места дислокации иностранных рабочих превращаются в зоны повышенной криминогенности, в очаги межнациональных конфликтов.

Я не могу согласиться с тем, что иностранные работники могут удовлетворить в России потребности рынка труда в необходимой рабочей силе, обеспечить формирование его рациональной и сбалансированной структуры в целях повышения эффективности экономики Российской Федерации, как это записано в статье 1 законопроекта. Эта запись вступает в противоречие со статьей 8 данного законопроекта, в которой записано, что иностранная рабочая сила привлекается при условии наличия свободных рабочих мест, на которые не претендуют граждане России, то есть это далеко не стратегические кадры, способные решить проблему повышения эффективности экономики Российской Федерации.

Сегодня работодателями в строительстве, на автотранспорте, в дорожных работах и в других отраслях проводится антигосударственная политика, когда вакантные места занимают иностранные рабочие, так как установленная заработная плата не соответствует запросам проживающего населения.

Поэтому к законопроекту должны быть подготовлены предложения по форме типового индивидуального трудового договора, который учитывал бы международные требования в этом вопросе, в том числе социально-бытовые, перечень предприятий, производств и территорий Российской Федерации, куда запрещается привлечение иностранной рабочей силы.

Кроме того, анализируя содержание законопроекта, приходишь к выводу: предлагаемая Правительством редакция (статья 8) позволяет данному и будущим правительствам успешно бороться с забастовочным движением и самими забастовками, поощрять штрейкбрехеров.

А то, что записано об участии профсоюзов в решении вопроса о привлечении иностранной рабочей силы, не выдерживает критики. Что бы могла означать такая формулировка "Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответствующих... профсоюзов"? Кто это мнение будет учитывать? Если бы было записано "с согласия профсоюзов", то можно было бы согласиться с такой ролью профсоюзов в решении данной проблемы. При этом в самом законе должна быть расписана вся процедура получения этого согласия, а также надо внести необходимые изменения в статью 9 законопроекта. В статье 9 имеется такая запись: "В случаях, если иностранные работники привлекаются для работы в качестве руководителей, заместителей руководителей организаций, являющихся российскими юридическими лицами или российскими...

(Микрофон отключен.)

Председательствующий.

Василий Иванович, сколько вам нужно времени еще, чтобы закончить? 30 секунд, добавьте, пожалуйста.

Шандыбин В.И.

...подтверждения на право их трудовой деятельности выдаются без предварительного оформления соответствующим работодателем разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы".

Я с такой формулировкой в корне не соглашусь. И прежде всего потому, что эта запись напрямую касается таких иностранных граждан, как всем известный гражданин Соединенных Штатов Америки Борис Йордан. А с этим никак нельзя согласиться. Законопроект требует серьезнейшей доработки.

Председательствующий.

Спасибо, Василий Иванович, присаживайтесь.



Концепция, дизайн, программирование: Никита Шерман
При активном содействии газеты "Брянское время"
Личная благодарность Анатолию Рудницкому и Андрею Кошемарину.
Сайт создан в системе uCoz